Воскресенье, 2024-09-29, 1:22 PMПриветствую Вас Гость | RSS
Лисицына Ольга Анатольевна, учитель биологии.
Меню сайта
Категории раздела
Мои уроки [7]
Мои достижения [0]
Документы БОШ№3 [0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои уроки

Железы внутренней секреции
2014-12-02, 7:25 PM

Урок - сообщение

Тема. Железы внутренней секреции

 

Цель: изучить особенности строения желёз внутренней секреции в связи с выполняемыми функциями

 

Задачи урока.

Образовательные: сформировать у учащихся представление о железах внутренней секреции, изучить их роль в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека, возможные нарушения в их функциях, и связанные с этим заболевания

 

Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать в группе, оценивать результаты своего труда.

 

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор

 

Оборудование и материалы: презентация «Железы внутренней секреции», учебные таблицы, муляжи щитовидной железы и надпочечников, влажный препарат щитовидной железы, дидактический и раздаточный материалы, йодированная соль, водоросль ламинария, сообщения учащихся, квадратики, ценой в 1- 2 «ума», карточки – задания для команд

 

Базовые понятия и термины: гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, тимус, соматотропин, вазопрессин, кальцитонин, трийодтиронин, тироксин, кортикостироидыадреналин, норадреналин, паратгормон

 

Базовые термины и понятия на украинском языке: гіпофіз, щитоподібна залоза, епіфіз, паращитоподібні залози, вилочкова залоза (тимус), надниркові залози, кірковий шар, мозковий шар, мікседема, кретинізм, ендемічний зоб, паратгормон, базедова хвороба, ендемічний зоб, надниркові залози, вазопресин, окситоцин, гігантизм, карликовість, акромегалія, мелатонін, тироксин, трийодтиронин, кальцитонін, адреналін, норадреналін

 

Базовые термины и понятия на крымскотатарском языке: ички секреция безлери, гипофиз, къалкъан пичим безлер, микседема, Базедов хасталыгъы, эндемик джемтик (зоб), къал-къан пичим узьре безлери, тимус безлери, буйрек узьре безлери, витилиго, вазопрессин, окситоцин, гигантизмни, карлклернинъ, акромегалиягъа, тироксин, трийодтиронин, кальцитонин, кретинизм, буйрек узьре безлери, зар даиреси, адреналин, норадреналин, паратгормон

Ход урока

 

  1. Что изучили на предыдущих уроках? (Регуляцию функций организма человека. Гипоталамо – гипофизарную систему. Железы смешанной секреции)

  2. Повторение и проверка знаний. Игра «Мозговой штурм».

Задание. Если вы считаете, что положение, прочитанное мной верно, говорите «да», неверно - «нет» и это тоже будет правильный ответ. Каждый правильный ответ – один «ум»

 

  1. Обращаем внимание на цитату, написанную на доске.

 

Цитата на доске: Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека. В.Г.Белинский

 

Человек вызывает, постоянный интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Большой интерес организм человека вызывает и у учащихся.

 

  1. Что сегодня на уроке вы хотели бы узнать? (формулирование цели и задач, необходимых для достижения цели урока, с помощью учащихся на основании темы урока, написанной на доске)

 

Ход урока

  1. Знакомство с планом урока

План урока

  • Знакомство с новыми понятиями

  • Железы внутренней секреции:

  • Строение

  • Функции

  • Нарушения функций и заболевания

  • Значение в регуляции жизнедеятельности организма человека

 

Гипофиз

Учитель: Как вы думаете, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, гномы, дядя Степа, Гулливер и лилипуты – эти сказочные герои имели прототипов в реальной жизни?

Послушаем сообщения, которые для вас приготовили учащиеся класса о гипофизе.

Задание группам: После прослушивания сообщений и просмотра слайдов презентации, учащиеся, подготовившие для вас сообщения, зададут вам вопросы, на которые нужно будет ответить. Цена ответа - 1 «ум»

 

Щитовидная железа

Учитель. В одной сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос её заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть такие превращения в жизни? Да. Это заболевание связано с нарушением функций щитовидной железы, а причины и название этой болезни мы узнаем из следующего сообщения.

Готовьтесь отвечать на вопросы. Цена каждого ответа – 1 «ум».

 

Вопрос. Покупая соль, вы, вероятно, обращали внимание на те пачки, где написано «Йодированная соль»? Как вы думаете, для чего соль обогащают йодом?

 

Надпочечники

Учитель. И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи» писал: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос». ( Бронзовая болезнь, или болезнь Адиссона). С чем связано это заболевание? На этот вопрос мы получим ответ, прослушав следующее сообщение о надпочечниках. Готовьтесь отвечать на дополнительные вопросы. Цена ответа – 1 «ум».

В критических состояниях (при испуге, возбуждении) количество адреналина может повыситься в 1000 раз (с 0,0000000055 до 0, 0000055 г).

 

Проблемный вопрос.

Можно ли предотвратить болезни желёз внутренней секреции?

 

Ответ. Да, можно, путём ранней диагностики и своевременного лечения.

 

    1. Проверка и закрепление знаний изученного материала

 

Задание группе «Биологи». Включить музыку

 

1. Ответьте на вопросы учебника на крымскотатарском языке (с. 141) на одном общем листе.

Или

Выберите правильный ответ:

 

  • 1. К железам внутренней секреции относится:

а) слезные; б) слюнные; в) щитовидная; г) потовые.

  • 2. Щитовидная железа вырабатывает:

а) гормон роста; б) гормон тироксин; в) гормон инсулин.

  • 3. К железам смешанной секреции относится:

а) поджелудочная железа; б) гипофиз; г) надпочечники.

  • 4. При недостатке гормона инсулина:

а) замедляется рост; б) нарушается формирование вторичных половых признаков; в) развивается болезнь – сахарный диабет.

  • 5. При недостаточности выработки гормонов щитовидной железы у взрослых развивается:

а) кретинизм; б) микседема; в) бронзовая болезнь; г) базедова болезнь.

  • 6. Базедова болезнь развивается при гиперфункции:

а) гипофиза; б) щитовидной железы; в) поджелудочной железы

  • 7. Половые гормоны обусловливают:

а) формирование вторичных половых признаков;

б) рост костей;

в) движение тела и перемещение его в пространстве.

  • 8. Нейрогормоны выделяет:

а) щитовидная железа; б) поджелудочная железа;

в) гипофиз; г) половые железы.

  • 9. Гормоны каких желез стимулируют деятельность

сердечно - сосудистой системы:

а) гипофиза;

б) надпочечников;

в) щитовидной железы?

  • 10. Эндемичным зобом могут страдать люди живущие:

а) в районах крайнего севера; б) предгорных и горных районах; в) на равнинах?

 

 

Ответы:

 

  • 1. В

  • 2. Б

  • 3. А

  • 4. В

  • 5. Б

  • 6. Б

  • 7. А

  • 8. В

  • 9. Б

  • 10. Б

 

 

 

 

Кроссворд

«Железы внутренней секреции»

 

 

 

Вопросы

По горизонтали:

 

  • 5. Усиленный рост носа, языка, ушей, конечностей

  • 6. Гормон поджелудочной железы. Превращает избыток глюкозы в гликоген

По вертикали:

  • 1. Вырабатывают гормон адреналин

  • 2. Замедляется обмен веществ, преобладает торможение, наблюдается отек ног, слабость и сонливость.

  • 3. развивается у детей, при недостатке гормонов щитовидной железы. Нарушается рост тела в длину, резкое отставание в умственном и физическом развитии

  • 4. Возникает при избытке ростовых гормонов гипофиза в детском возрасте

 

 

Ответы на вопросы кроссворда «Железы внутренней секреции»

 

 

 

    1. Самопроверка и самооценка

Задание. Оцените работу группы, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:

- Мы не отвлекались и были внимательными –

- Мы активно работали -

- Мы выдвигали интересные мысли –

- Мы помогали друг другу, работая в группе -

 

Вывод: Таким образом, работа эндокринной системы является важным и необходимым механизмом регуляции всех процессов в организме…

 

Домашнее задание: § 51 крым.учеб., ? (с.141), повт. § 50, 52, тесты (с. 143, 144). Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.

Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней секреции.

По учебнику на русском языке: §

Спасибо за внимание и работу на уроке!

Подайте дневники для выставления оценок

Категория: Мои уроки | Добавил: Лисицына
Просмотров: 2620 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Block title
Поиск