Тема урока. Общая характеристика земноводных.
Внутреннее строение земноводных
Цель: знать особенности внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания. Уметь сравнивать строение земноводных с рыбами, отличать особенности более совершенного уровня организации земноводных в сравнении с рыбами в связи с переходом к полуназемным условиям существования.
Задачи урока.
Образовательные: сформировать у учащихся представление о более сложном строении земноводных по сравнению с рыбами в связи с переходом к полуназемному образу жизни. Определить во внутреннем строении земноводные черты приспособленности к новым условиям существования
Развивающие: продолжить формирование познавательной активности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать в группе, оценивать результаты своего труда, формировать артистические способности, расширить кругозор учащихся
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, любовь и уважение к природе
Оборудование и материалы: учебные таблицы, дидактический и раздаточный материал, презентация, тетради для проверки знаний
Девиз урока: «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
Новые понятия: трёхкамерное сердце, смешанная кровь, два круга кровообращения, трахейно-гортанная камера, клоака, пойкилотермные животные
План урока
-
Изучение нового материала
-
Работа в парах (группах). Самостоятельная работа с учебником, дидактическим и раздаточным материалом по заданиям. Изучение внутреннего строения земноводных на примере лягушки
-
Защита выполненных заданий
-
Проверка знаний. Игра «Мозговой штурм»
-
Самооценка работы на уроке
-
Рефлексия
-
Домашнее задание
Ход урока
-
Ответьте на вопрос
Что изучали на прошлом уроке?
-
Знакомство с темой урока
-
Мотивация
а) Что хотите узнать на уроке?
б) Чему хотите научиться?
в) Какое значение имеет для вас изучаемая тема урока?
г) Сформулируйте цели и задачи урока
-
Изучение нового материала
-
Самостоятельная работа (парами или группами).
Задание.
Прочитайте задание, написанное на карточке. Используя материалы учебника, дидактического и раздаточного материала, выполните задание и подготовьтесь к его защите. (10 мин.) Подготовьте вопросы для закрепления и проверки знаний по подготовленному вами выступлению и задайте их остальным учащимся (см. раздаточный материал)
-
-
Защита учащимися, выполненных заданий + вопросы + ответы.
-
Проверка знаний учащихся. Игра «Мозговой штурм»
Задание. Выберите правильные утверждения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1– позвоночник амфибий состоит из хрящевых позвонков;
2 – у земноводных отсутствует грудная клетка;
3 – у земноводных большая поверхность лёгких
4 – у бесхвостых амфибий есть барабанная перепонка и полость среднего уха;
5 – у земноводных два круга кровообращения;
6 –лягушки реагируют только на движущиеся предметы;
7 – орган слуха у земноводных отсутствует;
8 – оплодотворение у бесхвостых, в основном, внутреннее;
9 – у взрослых амфибий нет боковой линии;
10 – сердце у бесхвостых амфибий трёхкамерное;
11 – скелет головы у земноводных образован меньшим количеством костей, чем у рыб;
12 – мозжечок у амфибий развит хуже, чем у рыб.
С целью взаимопроверки необходимо обменяться с товарищем ответами.
«Ключ» к ответам:
1- нет; 2 – да; 3 – да; 4 – да; 5 – да, 6 – да; 7 – нет; 8 – нет; 9 – да; 10 – да; 11 – да; 12 – нет.
V. Самооценка знаний
-
Оцените работу своей пары, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:
-
- Мы не отвлекались и были внимательными –
-
- Мы активно работали -
-
- Мы выдвигали интересные мысли –
-
- Мы помогали друг другу, работая в группе –
Домашнее задание: Изучить & 37, устно ответить на вопросы на стр. 182, подготовить сообщения на темы «Разнообразие бесхвостых земноводных», «Разнообразие хвостатых земноводных», Разнообразие безногих земноводных», «Земноводные Украины и Крыма», «Охрана земноводных», «Значение земноводных в природе и жизни человека»
Дополнительный раздаточный материал для проверки усвоения знаний учащихся по данной теме урока
Класс _____________________
Фамилия, имя____________________________
Сравнение внутреннего строения земноводных и рыб
У каких животных имеются указанные признаки
|
Рыбы
|
Амфибии
|
1.Органы боковой линии
|
|
|
2.Внутренние ноздри – хоаны
|
|
|
3. Дыхание жабрами
|
|
|
4. Позвоночник гибкий
|
|
|
5. Дыхательные пути представлены трахейно-гортанной камерой
|
|
|
6. В скелете есть кости: лопатки, ключицы, воронья, грудина
|
|
|
7.Двухкамерное сердце
|
|
|
8.Кровь в сердце только венозная
|
|
|
9.Органы снабжаются смешанной кровью
|
|
|
10.Два круга кровообращения
|
|
|
11. Один круг кровообращения
|
|
|
12.Насыщение крови кислородом происходит в коже и лёгких
|
|
|
13.Трехкамерное сердце, содержит смешанную кровь
|
|
|
14. Имеются слюнные железы
|
|
|
15. Имеется клоака
|
|
|
16. Глотание происходит с помощью глаз
|
|
|
|
|
|
«Ключ» к заданию
У каких животных имеются указанные признаки
|
Рыбы
|
Амфибии
|
1.Органы боковой линии
|
+
|
|
2.Внутренние ноздри – хоаны
|
|
+
|
3. Дыхание жабрами
|
|
|
4. Позвоночник гибкий
|
+
|
|
5. Дыхательные пути представлены трахейно-гортанной камерой
|
|
+
|
6. В скелете есть кости: лопатки, ключицы, воронья, грудина
|
|
+
|
7.Двухкамерное сердце
|
+
|
|
8.Кровь в сердце только венозная
|
+
|
|
9.Органы снабжаются смешанной кровью
|
|
+
|
10.Два круга кровообращения
|
|
+
|
11. Один круг кровообращения
|
+
|
|
12.Насыщение крови кислородом происходит в коже и лёгких
|
|
+
|
13.Трехкамерное сердце, содержит смешанную кровь
|
|
+
|
14. Имеются слюнные железы
|
|
+
|
15. Имеется клоака
|
|
+
|
16. Глотание происходит с помощью глаз
|
|
+
|
|
|
|
Класс _____________________
Фамилия, имя____________________________
Задание. Выберите правильные утверждения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1– позвоночник амфибий состоит из хрящевых позвонков;
2 – у земноводных отсутствует грудная клетка;
3 – у земноводных большая поверхность лёгких
4 – у бесхвостых амфибий есть барабанная перепонка и полость среднего уха;
5 – у земноводных два круга кровообращения;
6 –лягушки реагируют только на движущиеся предметы;
7 – орган слуха у земноводных отсутствует;
8 – оплодотворение у бесхвостых, в основном, внутреннее;
9 – у взрослых амфибий нет боковой линии;
10 – сердце у бесхвостых амфибий трёхкамерное;
11 – скелет головы у земноводных образован меньшим количеством костей, чем у рыб;
12 – мозжечок у амфибий развит хуже, чем у рыб.
__________________________________________________________________
Класс _____________________
Фамилия, имя____________________________
Задание. Выберите правильные утверждения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1– позвоночник амфибий состоит из хрящевых позвонков;
2 – у земноводных отсутствует грудная клетка;
3 – у земноводных большая поверхность лёгких
4 – у бесхвостых амфибий есть барабанная перепонка и полость среднего уха;
5 – у земноводных два круга кровообращения;
6 –лягушки реагируют только на движущиеся предметы;
7 – орган слуха у земноводных отсутствует;
8 – оплодотворение у бесхвостых, в основном, внутреннее;
9 – у взрослых амфибий нет боковой линии;
10 – сердце у бесхвостых амфибий трёхкамерное;
11 – скелет головы у земноводных образован меньшим количеством костей, чем у рыб;
12 – мозжечок у амфибий развит хуже, чем у рыб.
|