Тема урока. Строение и функции головного мозга
Эпиграф к уроку:
“Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”. Бехтерев Владимир Михайлович – русский невропатолог, психиатр и психолог, основатель научной школы
Цель: Образовательная: Оборудование:
-
Портрет В.М.Бехтерева
-
Таблица “Строение головного мозга”
-
Разборная модель головного мозга
-
Пластинчатые препараты продольного и поперечного срезов головного мозга
-
Ноутбук и экран, презентация «Нервная система человека»
Ход урока
-
Организационный момент
-
Мотивация учебной деятельности учащихся (формирование информационных, коммуникативных компетентностей)
Учитель.
Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда.
Разум и воля сподвигли народы,
Исследовать космос, ваять города.
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы -
Всё изучают в науке врачи:
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы - ключи.
Беседа с учащимися по вопросам
-
О чём сегодня мы будем говорить на уроке?
-
Что вы хотите узнать на уроке, исходя из названия темы и цели урока?
-
Чему хотите научиться?
-
Какое это может иметь практическое значение в вашей жизни?
Обсудим вместе:
- Почему мозг считают самым сложно устроенным органом человеческого тела?
-
Актуализация и коррекция опорных знаний (формирование информационных компетентностей)
Вопрос ученикам:
-
-
Что вы уже знаете о строении головного мозга человека?
-
Восприятие и усвоение учениками фактического материала (формирование информационных компетентностей, компетентностей саморазвития и самообразования)
Учитель:
Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг. Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации
-
Изучение строения головного мозга по муляжу, таблице, слайду №15 презентации
-
Составление таблицы или схемы «Отделы головного мозга» учеником на классной доске, остальные ученики записывают в тетрадях
КОНЕЧНЫЙ МОЗГ
|
СРЕДНИЙ МОЗГ
|
ЗАДНИЙ МОЗГ
|
Полушария
большого мозга
|
|
Продолговатый мозг
|
Мозжечок
|
Промежуточный мозг
|
Варолиев мост
|
-
Работа с учебником
-
Групповая работа. Изучение головного мозга и его отделов по материалам учебника (формирование компетентностей социальных, поликультурных, коммуникативных, информационных, саморазвития и самообразования, компетентностей продуктивной творческой деятельности)
Задание группе «Юные анатомы»
-
Изучите в разделе учебника _________________________
($ , с. ) информацию об особенностях головного мозга человека и ответьте на вопросы:
- Из чего состоит головной мозг?
- Какими мозговыми оболочками он покрыт?
2. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга у И.С. Тургенева был 2012 г, В.И. Ленина - 1340 г, Д.И. Менделеева - 1571г.
Ответьте на проблемный вопрос: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек? Почему?
Задание группе «Юные физиологи»
-
Изучите в разделе учебника______________________________
($ , с. ) строение и функции ствола головного мозга и закончите предложения (слайд №27 презентации):
-
Ствол включает ______________________ , _________ , ______________ и ____________________________
-
От ствола отходят _______________________________ нервы
-
Продолговатый мозг является продолжением ________________ мозга
-
Продолговатый мозг содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма - ____________________, ___________________ , _______________________ .
-
В его ядрах расположены центры - _______________________________,
____________________ , ________________________________ , _____________________________________ .
Поэтому древние греки называли продолговатый мозг «жизненным центром».
Задание группе «Юные психологи»
Изучите в разделе учебника____________________________________ ($ , с. ) строение и функции ствола головного мозга и, читая утверждения, написанные ниже, ответьте, если вы согласны «Да» или, если не согласны - «Нет»:
-
Варолиев мост – через него проходят нервные пучки, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным мозгом. (Да)
-
Мозжечок находится в затылочной части головы позади продолговатого и моста, является продолжением продолговатого мозга. (Нет)
-
Мозжечок отвечает за координацию движений, поддержание позы, равновесия тела. (Да)
-
Средний мозг соединяет передний и ствол головного мозга. (Нет)
-
Средний мозг содержит ядра ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (Да)
Промежуточный мозг
Местонахождение
|
Функции
|
Впереди среднего
мозга
|
Получает импульсы от всех рецепторов, участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание, гомеостаз. Через него проходят все чувствительные пути к большим полушариям
|
Деятельность каждого органа находится под контролем коры больших полушарий.
-
Кора полушарий большого мозга образована серым веществом, которое лежит на поверхности полушарий.
-
Толщина коры от 1,3 до 5 мм
-
Количество нейронов – 10-14 млрд. Каждый из них связан с помощью синапсов с тысячами других нейронов.
-
Осмысление связей и зависимостей между элементами изученного материала (формирование коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих компетентностей)
Решение проблемных экспериментов
Учитель. Проведём эксперимент №1.
-
Задание ученикам
По моей команде начинайте выполнять наклоны туловища вправо, влево. На слово «Замри!» все должны будут остановиться в той позе, в которой оказались. (Учащиеся выполняют задание)
Ответьте на вопрос: Определите, какой рефлекс, и какого отдела мозга был выявлен с помощью данного эксперимента?
Вывод: Промежуточный мозг заблокировал движение во многих суставах. Под действием его импульсов, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя при команде определённую позу тела (слайд №18 презентации)
Эксперимент №2
Задание ученикам. Откройте учебник на стр. и начинайте читать в полголоса.
Учитель внезапно хлопает шарик.
Учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс.
Ответьте на вопросы:
-
Что являлось раздражителем? (Громкий звук)
-
На какой отдел мозга действовал раздражитель? (Средний мозг)
Вывод: Средний мозг реагирует на внешние раздражители (слайды № 19, 20 презентации)
Эксперимент №3
Учитель: Докажем, что безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса.
Задание. В быстром темпе сделайте несколько глотательных движений.
Учащиеся, по команде, в быстром темпе делают подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны для глотания нет .
Вопрос: Получаются ли глотательные движения без слюны?
Ответ: нет
Вопрос: почему?
Ответ: потому что нет раздражителя – слюны.
Учитель. Правильно. Но если есть раздражитель -любой предмет,то непроизвольно возникает глотательное движение, поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы. Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.
Вывод: продолговатый мозг реагирует на внутренние раздражители (слайд №27)
Эксперимент №4
Учитель: пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, мы можем при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.
Задание ученикам. Закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа. Ученики выполняют задание.
Ответьте на вопросы.
1. У всех получился эксперимент?
2. В каком темпе вы выполняли движения, когда вытягивали руку и, когда дотрагивались до носа?
Учитель. Движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нём участвовало более 30 мышц.
Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов, но если мозжечок поражён, то его работа нарушается (слайд №21)
Задание ученикам. Приведите примеры нарушения работы мозжечка.
Учитель. При действии спиртных напитков на головной мозг притупляется работа мозжечка. Пьяный человек не может координировать свои движения, поэтому, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении
-
Обобщение и систематизация знаний (формирование социальных, коммуникативных, информационных компетентностей, компетентностей саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности)
Задание. Выполните лабораторную работу №6.
Тема. Строение головного мозга человека (изучение по муляжам, моделям и пластинчатым препаратам)
Дополнительное оборудование: слайды 14, 25, 26 презентации «Нервная система человека)
При выполнении лабораторной работы, пользуйтесь инструкцией учебника (с. ).
У вас на столах карточки с изображением головного мозга. Подпишите все отделы головного мозга, которые мы изучили на уроке.
-
Рефлексия (формирование социальных компетентностей)
Задание. Выберите и закончите любое утверждение
Я могу…
Я запомнил…
Я затрудняюсь…
Мне не удалось…
-
Самопроверка и самооценка учащихся (формирование социальных компетентностей)
Задание. Оцените свою работу на уроке, выставив от 1 до 3 баллов по следующим критериям:
- Я не отвлекался и был внимательным –
- Я активно работал –
- Я выдвигал интересные мысли –
- Я помогал одноклассникам, работая в группе –
Посчитайте сумму баллов и поставьте свой балл в дневник. Подайте дневник учителю.
-
Домашнее задание (формирование социальных компетентностей): учить $ 63, устно ответить на вопросы для самоконтроля на стр.182 учебника.
Индивидуальное задание: Ответить на вопрос: От чего болит голова?
Групповое задание: Подобрать материал об «Институте головного мозга
им. В.М. Бехтерева», используя компьютер (интернет) или дополнительную литературу.
-
Завершение урока словами В.М. Бехтерева (формирование здоровьесберегающих компетентностей)
“ Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем, как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем”
|