8 класс
Органы и системы органов животных, их функции
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об органах и системах органов, изучить их строение и функции, основные процессы жизнедеятельности животных; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника
Материалы и оборудование: таблицы «Строение животной клетки», «Животные ткани», таблицы по зоологии с изображением: п.с. дождевого червя, н.с. гидры, плоских червей, позвоночных; скелет рыбы или лягушки; внутреннее строение окуня; эндокринная, выделительная, кровеносная системы, набор моделей головного мозга животных
Понятия: орган, системы органов, функция, процесс жизнедеятельности
Тип урока: комбинированный
План урока
1. Письменная проверка знаний. Терминологический диктант
2. Изучение нового материала. Работа над новыми понятиями: орган, система органов, полость тела, типы полостей тела, симметрия
3. Изучение строения и функций систем органов
4. Изучение симметрий тела животных. Значение симметрии для животных
5. Закрепление знаний
Ход урока
-
Организационный этап
II. Письменная проверка знаний
(6 баллов: за каждый правильный ответ – 0,5 балла)
-
Часть клетки, содержащая поры…
-
Внутренняя полужидкая среда…
-
Сеть, выполняющая транспортную функцию…
-
Учёный, по имени которого назван органоид…
-
Органоиды клетки, осуществляющие процесс образования белка (биосинтез белка)…
-
Органоиды клетки, выполняющие энергетическую функцию…
-
Часть клетки, без которой цитоплазма с органоидами не может существовать…
-
Составляющая часть ядра, отвечающая за хранение и передачу наследственной информации…
-
Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих одинаковое строение, происхождение и выполняющих сходные функции …
-
Основные типы тканей животных…
-
Разновидности мышечной ткани…
-
Разновидности соединительных тканей…
Устная проверка знаний
-
Чем эпителиальные ткани отличаются от соединительных? (9 баллов)
-
Чем нервная ткань отличается от всех остальных типов тканей? (9 баллов)
-
Чем ткани животных отличаются от тканей растений? (12 баллов)
-
В чём заключается сходство между растительными и животными тканями? (12 баллов)
-
-
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Назовите основные процессы жизнедеятельности живых организмов (раздражимость, рост, развитие, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, саморегуляция, самообновление)
-
-
Мотивация учебной деятельности
Какие части тела осуществляют названные процессы жизнедеятельности? (Органы)
Сообщение темы урока
Работа с учебником и запись в тетрадях определений понятий
-
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Орган – часть тела, имеющая определённую форму, строение, месторасположение, выполняющая одну или несколько функций
Как можно назвать органы, совместно выполняющие общие функции? (Система органов)
2. Система органов – органы, совместно выполняющие общие функции (пищеварение, дыхание, выделение и т.д.)
Где расположены органы и системы органов в организме? (В полости тела)
Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблиц, рисунков учебника, моделей
3.Полость тела – пространство, ограниченное внутренней поверхностью стенки тела, в котором расположены внутренние органы.
4.Типы полостей тела животных
Полость
|
Особенности
|
Функции
|
Первичная
(бластоцель)
|
Промежутки между органами; заполнена жидкостью
|
Обмен веществ, гидроскелет
|
Вторичная (целом)
|
Выстлана однослойным эпителием
|
Поддерживает постоянство внутренней среды организма,
Опорная
|
Смешанная (миксоцель)
|
Образуется вследствие слияния первичной и вторичной полостей (Тип Членистоногие)
|
Поддерживает постоянство внутренней среды организма,
Расположение органов
|
5. Работа по таблице «Строение системы органов животного организма (прилагается)
6. Симметрия тела животных
В организме органы и системы органов располагаются в определённом порядке.
Определённый геометрический порядок в расположении сходных частей тела называется симметрией.
Элементами симметрии являются точка (центр), линия (ось) и плоскость.
Симметрия (от греч. – «соразмерность) в биологии – закономерное расположение подобных (одинаковых) частей тела или форм живого организма, совокупности живых организмов относительно центра или оси симметрии.
Тело животных можно разделить на две части, являющиеся зеркальным отражением друг друга.
Асимметрия (от греч. – «без» и «симметрия») – отсутствие симметрии. Термин используется для описания организмов, лишённых симметрии первично, в противоположность дисимметрии – вторичной утрате симметрии или отдельных её элементов.
Понятия симметрии и асимметрии альтернативны. Чем более симметричен организм, тем менее он асимметричен, и наоборот. У многоклеточных – радиальная или билатеральная симметрии. Некоторые асимметричны (амёба). В природе, в частности, симметрия не абсолютна и всегда содержит некоторую степень асимметрии.
Симметрия тела
|
Двусторонняя
(билатеральная)
|
Лучевая
(радиальная)
|
Правая и левая сторона
Спинная и брюшная сторона
|
Линии пересечения плоскостей расходятся от центра пересечения лучами
|
Активное прямолинейное движение, равновесие, повороты влево, вправо.
|
Удобнее ловить и чувствовать приближение опасности с любой стороны проявления
|
На переднем конце – рот, органы чувств, защиты или нападения, контакт с добычей или хищником
( передняя часть тела более чувствительна: органы защиты, агрессии, нападения)
|
Рот посередине, окружён щупальцами со стрекательными клетками для защиты , нападения, ловли добычи
|
Майский жук, речной рак, лягушка, волк – двусторонне - симметричныеживотные
|
Морские звёзды, актинии, медузы, гидры, коралловые полипы – малоподвижные или прикреплённые животные
|
Вывод: Организм – открытая биологическая система
-
-
Закрепление знаний
1.Что такое полость теля? Какие типы полостей тела характерны для животных?
2. Какие системы органов животных вам известны?
3. Из чего состоят системы разных органов?
Задание на анализ с исключением лишнего органа организма. Обоснование выбора варианта ответа
-
Что лишнее?
-
Ротовая полость, глотка, гортань, пищевод, желудок
-
Носовая полость, слюнная железа, носоглотка, гортань, трахея
-
Печень, поджелудочная железа, слюнная железа, щитовидная железа
-
Гипофиз, щитовидная железа, слюнная железа
-
Почки, печень, мочеточники, мочевой пузырь
-
Гортань, трахея, пищевод, бронхи.
Ответы: 1-гортань, 2- слюнная железа, 3 – щитовидная железа, 4 – слюнная железа, 5 – печень, 6 – пищевод
VII. Домашнее задание
Изучить параграф , ответить на вопросы по выбору (с. )
|