Нервная регуляция функций
Тема урока. Общие принципы регуляции функций. Нервная регуляция
Цель:
-
образовательная: изучить нейрогуморальную регуляцию функций организма человека, иметь представление о нервной системе. Знать виды нейронов, их строение и функции, типы нервов и их состав. Уметь пояснять двух- и трёх нейронную рефлекторную дуги; главные процессы, характерные для нервной системы человека.
-
развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи. Развивать навыки работы с учебником, дидактическим и раздаточным материалом;
-
воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.
Базовые понятия: нейрогуморальная регуляция, нервная система, нейроны (чувствительные, вставочные, двигательные), нейроглия, аксон, дендрит, нервный узел, нерв, гомеостаз, рефлекс, рефлекторная дуга, саморегуляция, синапс, рецептор
Базовые понятия на украинском языке: нервова система, сіра речовина, біла речовина, черепно-мозкові нерви, спинномозкові нерви, нервові вузли, нейрон, нервові волокна, чутливі нервові волокна, рухові нервові волокна, змішані нервові волокна
Материалы и оборудование: учебные таблицы «Нервная система», «Спинной мозг», «Схема коленного рефлекса», «Железы внутренней секреции», «Нервная ткань». «Строение насекомого», «Тип Кишечнополостные», дидактический и раздаточный материал.
Тип урока: урок новых знаний, составления опорного конспекта ответа
План урока (на доске)
-
Нейрогуморальная регуляция функций
-
Понятие о нервной системе
-
Нейроны и их особенности
-
Типы нервов
-
Рефлекс. Виды рефлексов
-
Рефлекторная дуга
-
Главные процессы, происходящие в нервной системе
Ход урока
-
Организационный момент
-
Знакомство с темой, целью, задачами и планом урока
-
Словарная работа
-
Мотивация
-
Что вам известно о регуляции функций в организме человека?
-
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
-
Зачем вам это необходимо?
I. Изучение нового материала
1. Нейрогуморальная регуляция
Регуляция функций
Гуморальная Нервная
(через кровь, лимфу, межклеточное (через нервную систему – головной
вещество мозг + черепно-мозговые нервы,
Факторы: температура, рН среды, спинной мозг + спинномозговые
белки, гормоны, СО2) нервы. Нервы связывают мозг со
всеми органами и с окружающей
средой)
Гуморальная регуляция
-
Медленное действие (от момента выделения биологически активных веществ в кровь и до момента их распада проходит не менее двух часов).
-
Только некоторые гормоны имеют «органы – мишени», большинство же гормонов действуют по принципу «всем, всем, всем». (укр.уч. с.139, рис.109; рус. Уч. с.186, рис. 158).
-
Действие химических веществ (гормонов, стероидов, аминокислот).
-
Оказывает влияние в очень малых количествах.
Нервная регуляция
-
Быстрое действие на организм (быстро начинается действие и может быстро прекратиться).
-
Действует только на определённый орган.
-
Нервный импульс – это электрический сигнал.
Вывод
Нервная и гуморальная регуляции тесно связаны между собой и составляют единую систему нейрогуморальной регуляции.
2. Понятие о нервной системе.
Работа в тетрадях с терминами
Нервная система – совокупность структур в организме человека, которые регулируют работу отдельных органов и систем, осуществляют взаимосвязь отдельных органов между собой и всего организма с окружающей средой.
Типы нервной системы: диффузная (кишечнополостные), узловая (насекомые), трубчатая (человек).
Нервная система образована нервной тканью. Что такое ткань?
Нервная ткань – нервные клетки (1/10) + клетки – спутники, окружающие нейроны + нейроглия (9/10)
Нервные клетки (нейроны) (10-14 млрд.) – серое вещество головного и спинного мозга, звёздчатой или веретёнообразной формы + дендритами и аксонами.
Задание. На с. 25 рус. уч. или с. 22 укр. Уч. найдите, какую функцию выполняют дендриты, а какую аксоны?
(дендриты воспринимают и передают информацию к телу своей клетки, а аксоны – передают нервные импульсы к другим нейронам, мышцам и секреторным клеткам).
Вывод: нейроны – управляющие клетки.
Задание на той же странице учебника найдите, какие функции выполняет нейроглия?
(защитную, опорную, питательную)
Вопрос. Какими основными свойствами обладает нервная ткань? (возбудимость и проводимость)
Аксоны достигают 1 м. Конечные ветви аксона образуют синапсы более, чем на 1000 других нейронов. Большинство аксонов образуют синапсы с дендритами и телом другого нейрона.
-
Нейроны и их особенности.
Задание. Заполните таблицу
Нейроны
Нейроны
|
Направление передачи нервного импульса
|
Особенности
|
Чувствительные (центростремительные, афферентные)
|
От органов к ЦНС
|
Образуют скопления тел
|
Двигательные (центробежные, эфферентные)
|
От ЦНС к мышцам и внутренним органам
|
Нервные узлы, очень длинные отростки
|
Вставочные (промежуточные, ассоциативные)
|
Связывают другие типы нейронов
|
Тела и отростки не выходят за пределы ЦНС
|
-
Типы нервов.
Работа с учебником (рус уч. с.170, рис.143; укр. Уч. с.161, рис. 128)
Строение нерва: Миелиновая оболочка + нервные волокна (двигательные, чувствительные нейроны) (пучки нервных волокон) + кровеносные сосуды.
Задание. Составить схему
Нервы
Тип нервов
|
Состав нервов
|
Чувствительные
|
Дендриты чувствительных нейронов
|
Двигательные
|
Аксоны двигательных нейронов
|
Смешанные
|
Аксоны и дендриты
|
-
Рефлекс. Виды рефлексов.
Функции нервной системы проявляются путём осуществления рефлексов.
Работа в тетради.
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая ЦНС.
Рефлексы (по И.П.Павлову)
Безусловные (врождённые) Условные (приобретённые)
-
Пищевые
-
Половые
-
Оборонительные
-
Ориентировочные
Жизненно важные, без которых организм гибнет
Рефлекторная дуга
В основе какого-либо рефлекса лежит рефлекторная дуга.
Работа в тетради.
Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса.
Рефлекторная дуга = 1. Рецептор
2. Чувствительный путь
3. Участок ЦНС
4. Двигательный путь
5. Рабочий орган (мышца, железа и т.д.)
6. Главные процессы, которые происходят в нервной системе
-
Главные процессы, происходящие в нервной системе
|
Возбуждение
|
Торможение
|
Сопровождается появлением или уменьшением одних рефлекторных реакций
|
Приводит к ослаблению или полному прекращению других рефлексов
|
Передача импульсов возбуждения или торможения от одной нервной клетки к другой или от нейронов к клеткам рабочих органов осуществляется с помощью синапсов (см. рус.уч. с 171, рис.145).
Синапс (от греч. «синапс» - соединение, связь).
В синапсе передача импульса осуществляется с помощью медиаторов (посредников) – веществ, которые выделяются в очень незначительных количествах нервными окончаниями.
II. Проверка усвоения знаний
Задание. Проверьте полученные знания.
Выберите правильный ответ (один или несколько)
-
Какие типы нервной системы различают: а) диффузная; б) трубчатая; в) узловая; г) все перечисленные?
-
Гуморальная регуляция функций осуществляется через: а) нервную систему; б) кровь; в) лимфу; г) тканевую жидкость?
-
Для гуморальной регуляции функций характерно: а) быстрое действие на организм; б) медленное действие на организм; в) действие химических веществ; г) влияние в очень малых дозах?
-
Нервная система образована тканью: а) мышечной; б) соединительной; в) эпителиальной; г) нервной?
-
Различают нейроны: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?
-
Направление нервного импульса от ЦНС к мышцам и внутренним органам осуществляют нейроны: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?
-
Нейроны, тела и отростки которых не выходят за пределы ЦНС – это: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?
-
Нейроны, образующие скопления тел – это: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?
-
Ответная реакция на организм – это : а) возбуждение; б) торможение; в) рефлекс; г) нервный импульс?
-
Различают нервы: а) чувствительные; б) контактные; в) двигательные; г) смешанные?
-
Выберите путь возбуждения по чувствительному нерву: а) к нервному центру; б) от нервного центра; в) к нервному центру и от него.
-
Выберите путь возбуждения к центру и от него: а) чувствительный; б) двигательный; в) смешанный.
Для проверки знаний с помощью «ключа ответа» учащиеся обмениваются работами. Оценки учитель выставляет в дневник.
III. Рефлексия.
-
Что вы узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Достиг ли поставленной цели урок?
-
Понравился ли вам урок?
IV. Домашнее задание (на доске). 9 – У класс: параграф 59 9с.160 – 162 до раздела «Яка будова нервової системи», конспект.
9 – Р класс: параграф 57 (с. 168-169 до раздела «Отделы нервной системы», параграф 58. вопросы для самоконтроля (с. 170 (1-6), с.172), конспект.
«Ключ» ответа
Номер
вопроса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Ответы
|
г
|
бвг
|
бвг
|
г
|
бвг
|
вг
|
г
|
б
|
в
|
авг
|
в
|
аб
|
|