Воскресенье, 2024-11-17, 8:01 AMПриветствую Вас Гость | RSS
Лисицына Ольга Анатольевна, учитель биологии.
Меню сайта
Категории раздела
Мои уроки [7]
Мои достижения [0]
Документы БОШ№3 [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои уроки

Общие принципы регуляции функций. Нервная регуляция
2014-12-02, 7:30 PM

Нервная регуляция функций

 

Тема урока. Общие принципы регуляции функций. Нервная регуляция

Цель:

  • образовательная: изучить нейрогуморальную регуляцию функций организма человека, иметь представление о нервной системе. Знать виды нейронов, их строение и функции, типы нервов и их состав. Уметь пояснять двух- и трёх нейронную рефлекторную дуги; главные процессы, характерные для нервной системы человека.

  • развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи. Развивать навыки работы с учебником, дидактическим и раздаточным материалом;

  • воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Базовые понятия: нейрогуморальная регуляция, нервная система, нейроны (чувствительные, вставочные, двигательные), нейроглия, аксон, дендрит, нервный узел, нерв, гомеостаз, рефлекс, рефлекторная дуга, саморегуляция, синапс, рецептор

Базовые понятия на украинском языке: нервова система, сіра речовина, біла речовина, черепно-мозкові нерви, спинномозкові нерви, нервові вузли, нейрон, нервові волокна, чутливі нервові волокна, рухові нервові волокна, змішані нервові волокна

 

Материалы и оборудование: учебные таблицы «Нервная система», «Спинной мозг», «Схема коленного рефлекса», «Железы внутренней секреции», «Нервная ткань». «Строение насекомого», «Тип Кишечнополостные», дидактический и раздаточный материал.

 

Тип урока: урок новых знаний, составления опорного конспекта ответа

 

План урока (на доске)

 

  1. Нейрогуморальная регуляция функций

  2. Понятие о нервной системе

  3. Нейроны и их особенности

  4. Типы нервов

  5. Рефлекс. Виды рефлексов

  6. Рефлекторная дуга

  7. Главные процессы, происходящие в нервной системе

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

  2. Знакомство с темой, целью, задачами и планом урока

  3. Словарная работа

  4. Мотивация

  • Что вам известно о регуляции функций в организме человека?

  • Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

  • Зачем вам это необходимо?

I. Изучение нового материала

 

1. Нейрогуморальная регуляция

 

Регуляция функций

 

Гуморальная Нервная

 

(через кровь, лимфу, межклеточное (через нервную систему – головной

вещество мозг + черепно-мозговые нервы,

Факторы: температура, рН среды, спинной мозг + спинномозговые

белки, гормоны, СО2) нервы. Нервы связывают мозг со

всеми органами и с окружающей

средой)

 

Гуморальная регуляция

 

  1. Медленное действие (от момента выделения биологически активных веществ в кровь и до момента их распада проходит не менее двух часов).

  2. Только некоторые гормоны имеют «органы – мишени», большинство же гормонов действуют по принципу «всем, всем, всем». (укр.уч. с.139, рис.109; рус. Уч. с.186, рис. 158).

  3. Действие химических веществ (гормонов, стероидов, аминокислот).

  4. Оказывает влияние в очень малых количествах.

 

Нервная регуляция

 

  1. Быстрое действие на организм (быстро начинается действие и может быстро прекратиться).

  2. Действует только на определённый орган.

  3. Нервный импульс – это электрический сигнал.

 

Вывод

 

Нервная и гуморальная регуляции тесно связаны между собой и составляют единую систему нейрогуморальной регуляции.

 

2. Понятие о нервной системе.

 

Работа в тетрадях с терминами

 

Нервная система – совокупность структур в организме человека, которые регулируют работу отдельных органов и систем, осуществляют взаимосвязь отдельных органов между собой и всего организма с окружающей средой.

Типы нервной системы: диффузная (кишечнополостные), узловая (насекомые), трубчатая (человек).

 

Нервная система образована нервной тканью. Что такое ткань?

 

Нервная ткань – нервные клетки (1/10) + клетки – спутники, окружающие нейроны + нейроглия (9/10)

Нервные клетки (нейроны) (10-14 млрд.) – серое вещество головного и спинного мозга, звёздчатой или веретёнообразной формы + дендритами и аксонами.

 

Задание. На с. 25 рус. уч. или с. 22 укр. Уч. найдите, какую функцию выполняют дендриты, а какую аксоны?

(дендриты воспринимают и передают информацию к телу своей клетки, а аксоны – передают нервные импульсы к другим нейронам, мышцам и секреторным клеткам).

 

Вывод: нейроны – управляющие клетки.

 

Задание на той же странице учебника найдите, какие функции выполняет нейроглия?

(защитную, опорную, питательную)

 

Вопрос. Какими основными свойствами обладает нервная ткань? (возбудимость и проводимость)

 

Аксоны достигают 1 м. Конечные ветви аксона образуют синапсы более, чем на 1000 других нейронов. Большинство аксонов образуют синапсы с дендритами и телом другого нейрона.

 

  1. Нейроны и их особенности.

 

Задание. Заполните таблицу

 

Нейроны

 

 

Нейроны

 

 

Направление передачи нервного импульса

 

 

Особенности

 

 

Чувствительные (центростремительные, афферентные)

 

 

От органов к ЦНС

 

Образуют скопления тел

 

Двигательные (центробежные, эфферентные)

 

 

От ЦНС к мышцам и внутренним органам

 

Нервные узлы, очень длинные отростки

 

 

 

Вставочные (промежуточные, ассоциативные)

 

 

Связывают другие типы нейронов

 

Тела и отростки не выходят за пределы ЦНС

 

  1. Типы нервов.

 

Работа с учебником (рус уч. с.170, рис.143; укр. Уч. с.161, рис. 128)

 

Строение нерва: Миелиновая оболочка + нервные волокна (двигательные, чувствительные нейроны) (пучки нервных волокон) + кровеносные сосуды.

 

Задание. Составить схему

 

Нервы

 

 

 

Тип нервов

 

 

Состав нервов

 

Чувствительные

 

Дендриты чувствительных нейронов

 

Двигательные

 

Аксоны двигательных нейронов

 

 

Смешанные

 

 

Аксоны и дендриты

 

  1. Рефлекс. Виды рефлексов.

 

Функции нервной системы проявляются путём осуществления рефлексов.

 

Работа в тетради.

 

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

Рефлексы (по И.П.Павлову)

 

Безусловные (врождённые) Условные (приобретённые)

  • Пищевые

  • Половые

  • Оборонительные

  • Ориентировочные

Жизненно важные, без которых организм гибнет

 

Рефлекторная дуга

 

В основе какого-либо рефлекса лежит рефлекторная дуга.

 

Работа в тетради.

 

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса.

 

Рефлекторная дуга = 1. Рецептор

2. Чувствительный путь

3. Участок ЦНС

4. Двигательный путь

5. Рабочий орган (мышца, железа и т.д.)

6. Главные процессы, которые происходят в нервной системе

 

 

Главные процессы, происходящие в нервной системе

 

Возбуждение

Торможение

 

Сопровождается появлением или уменьшением одних рефлекторных реакций

 

 

Приводит к ослаблению или полному прекращению других рефлексов

 

 

Передача импульсов возбуждения или торможения от одной нервной клетки к другой или от нейронов к клеткам рабочих органов осуществляется с помощью синапсов (см. рус.уч. с 171, рис.145).

 

Синапс (от греч. «синапс» - соединение, связь).

 

В синапсе передача импульса осуществляется с помощью медиаторов (посредников) – веществ, которые выделяются в очень незначительных количествах нервными окончаниями.

 

II. Проверка усвоения знаний

 

Задание. Проверьте полученные знания.

 

Выберите правильный ответ (один или несколько)

 

  1. Какие типы нервной системы различают: а) диффузная; б) трубчатая; в) узловая; г) все перечисленные?

  2. Гуморальная регуляция функций осуществляется через: а) нервную систему; б) кровь; в) лимфу; г) тканевую жидкость?

  3. Для гуморальной регуляции функций характерно: а) быстрое действие на организм; б) медленное действие на организм; в) действие химических веществ; г) влияние в очень малых дозах?

  4. Нервная система образована тканью: а) мышечной; б) соединительной; в) эпителиальной; г) нервной?

  5. Различают нейроны: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?

  6. Направление нервного импульса от ЦНС к мышцам и внутренним органам осуществляют нейроны: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?

  7. Нейроны, тела и отростки которых не выходят за пределы ЦНС – это: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?

  8. Нейроны, образующие скопления тел – это: а) смешанные; б) чувствительные; в) двигательные; г) вставочные?

  9. Ответная реакция на организм – это : а) возбуждение; б) торможение; в) рефлекс; г) нервный импульс?

  10. Различают нервы: а) чувствительные; б) контактные; в) двигательные; г) смешанные?

  11. Выберите путь возбуждения по чувствительному нерву: а) к нервному центру; б) от нервного центра; в) к нервному центру и от него.

  12. Выберите путь возбуждения к центру и от него: а) чувствительный; б) двигательный; в) смешанный.

 

Для проверки знаний с помощью «ключа ответа» учащиеся обмениваются работами. Оценки учитель выставляет в дневник.

 

III. Рефлексия.

 

  1. Что вы узнали на уроке?

  2. Чему научились?

  3. Достиг ли поставленной цели урок?

  4. Понравился ли вам урок?

 

IV. Домашнее задание (на доске). 9 – У класс: параграф 59 9с.160 – 162 до раздела «Яка будова нервової системи», конспект.

9 – Р класс: параграф 57 (с. 168-169 до раздела «Отделы нервной системы», параграф 58. вопросы для самоконтроля (с. 170 (1-6), с.172), конспект.

 

 

 

«Ключ» ответа

 

 

Номер

вопроса

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

Ответы

 

 

г

 

бвг

 

бвг

 

г

 

бвг

 

вг

 

г

 

б

 

в

 

авг

 

в

 

аб

 

Категория: Мои уроки | Добавил: Лисицына | Теги: урок, биология, нервная система, Лисицына
Просмотров: 3236 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Block title
Поиск