Урок. Общая характеристика царства Грибы
Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть основные особенности организации грибов: многообразие видов, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе.
Развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Воспитательные: развитие мышления, творческой и познавательной деятельности, умения делать выводы, формирование научного мировоззрения.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы урока: словесный - рассказ с элементами беседы, демонстрацией таблиц, муляжей, натуральных объектов.
Приемы: логический – установление черт сходства и различия в строении грибов, растений и животных.
Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, модели грибов, таблицы, рисунки с изображением грибов.
План урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
3. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых загадочных царств живой природы - царством Грибы. Вы спросите, а в чем же загадочность грибов? Что может быть удивительного в шампиньоне или подосиновике? Ведь многие собирали их, жарили, солили:
Первый письменный документ о грибах, дошедший до нас, относится к IV веку до н.э. Древнегреческий ученый Теофраст, которого считают "отцом ботаники", в своих трудах впервые описал шампиньоны, трюфели и некоторые другие, известные в те времена грибы.
Не смотря на то, что грибы издавна привлекали внимание человека, для ученых-натуралистов они долгое время оставались тайной: что ж такое грибы - животное или растение? Первую попытку классифицировать грибы, сделал Плиний Старший, выделив грибы съедобные и ядовитые, но и он не раскрывал, что представляют собой грибы. Даже "отец систематики" Карл Линней одно время был склонен отнести грибы к животному миру, находя в них сходство с полипами. Известный французский ботаник Вайян называл грибы "дьявольским произведением, нарушающим общую гармонию природы". Он говорил, что грибы - это растения без цветов, проклятое поколение, которое кажется созданным только для того, чтобы смущать самых талантливых исследователей.
В чем же причина, по которой грибы очень долгое время не могли найти свое достойное место в системе живых организмов? Почему ученые долгое время спорили, что такое грибы - животное или растение? Вот на эти вопросы мы сегодня и должны найти ответы.
4. Изучение нового материала.
Современные биологи относят грибы к самостоятельному царству живых организмов.
Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).
К грибам относят более 100 тыс. видов, имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы распространены практически во всех географических зонах: их можно встретить в лесу и на полях, в почве и воде, в организме животного, растения и даже человека.
Царство Грибов сочетает в себе свойства как растительного, так и животного организма. Составим таблицу, в которой отразим основные признаки, сближающие грибы с растениями и животными.
Сходство с растениями
|
Сходство с животными
|
1. Неподвижность
2. Наличие клеточной стенки
3. Неограниченный рост
4. Питание растворенными веществами путем всасывания
5. Размножение с помощью спор
|
1. Наличие в клеточной стенке хитина
2. Отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу
3. Гетеротрофный способ питания
4. Запасное питательное вещество-гликоген
5. Наличие в продуктах обмена мочевины
|
Не смотря на то, что грибы сходны с растительным и животным организмом, у них имеются и общие черты строения. Вы спросите, а что же общего может быть у отвратительной плесени и тела подберезовика, ядовитого и пламенеющего в лесу мухомора и дрожжей? Все это грибы.
Тело гриба представляет собой мицелий (грибницу) - разветвленную сеть тончайших нитей - гиф (от греч. "гиф" - ткань, паутина).
Толщина гиф не превышает 5-6 мкм, а общая длинна, может достигать сотни метров. Ведь чем сильнее разветвлен мицелий, тем большей всасывающей поверхностью он обладает, и, следовательно, гриб получит больше питательных веществ для роста и развития.
Если мы рассмотрим гифы гриба под микроскопом, то увидим, что одни гифы имеют перегородки, делящие их на отдельные клетки, а другие гифы не имеют таких перегородок и тогда тело гриба представляет собой как бы одну разветвленную клетку.
Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебнике (стр. 21) и ответьте на вопрос, какие черты характеризуют клетку гриба?
Продолжительность жизни грибов может варьировать от нескольких дней до нескольких лет. Также велико и разнообразие в строении и размерах грибов. Так, например, одноклеточные грибы - дрожжи - имеют микроскопические размеры, а многоклеточный мицелий трутовика пронизывает ствол дерева от основания до вершины, образуя сложно устроенные плодовые тела внушительных размеров.
Грибы - это гетеротрофные организмы, т.е. им необходимы готовые органические вещества.
Грибы - сапротрофы - поселяются на мертвых остатках растений и животных, на продуктах питания, разлагают опавшие листья, древесину.
Грибы - паразиты - живут и питаются за счет живых организмов.
Грибы - хищники - встречаются редко; охотятся на мелких почвенных червей - нематод, коловраток, мелких насекомых.
Людей всегда интересовал вопрос, откуда же появляются грибы? Их появление связывали с ударом молнии, действием росы, испарениями гниющих остатков растений и животных.
Размножение грибов происходит бесполым и половым путем.
Бесполое размножение грибов осуществляется либо вегетативным путем: кусочками мицелия (попав в благоприятные условия, кусочки мицелия начинают разрастаться в новые особи), и почкованием; либо при помощи спор, которые образуются в специальных органах - спорангиях.
При половом процессе происходит образование зиготы, из которой путем ряда делений формируются споры, из которых в дальнейшем формируются новые особи.
Прогуливаясь по лесу, мы можем заметить, что некоторые грибы встречаются под определенными видами деревьев: подосиновики - под осинами, подберезовики - под березами и т.д. В чем же здесь загадка? Это явление объясняется тем, что между грибницей и корнями деревьев возникает симбиоз, который полезен как растению, так и грибу. Гифы гриба, разрастаясь, проникают внутрь клеток корня растения, такое образование называется - микориза (от греч. "микос" - гриб, "риза" - корень). Мицелий гриба снабжает растение водой и минеральными веществами, поглощенными из почвы. Растение, в свою очередь, снабжает гриб органическими веществами, необходимыми для роста и развития.
Значение грибов в природе:
- участвуют в образовании гумуса
- разлагают органические остатки
- пища для животных
- грибы - паразиты, участвуют в регуляции численности животных и растений
- участвуют в образовании микоризы, тем самым увеличивая поглотительную способность корней растений.
для человека:
- использование в молочной, хлебопекарной и пищевой промышленности
- получение витаминов В1 и В2, антибиотиков.
- использование в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений
- вызывают заболевания и отравления
- вызывают загнивание пищевых продуктов, овощей и фруктов
- разрушают древесину.
Современная классификация грибов основана на "международном кодексе ботанической номенклатуры" 1994 года.
Отдел Хитридиомикота - насчитывает около 900 видов - (внутриклеточные паразиты водорослей, реже высших растений).
Отдел Зигомикота - насчитывает около 1 тыс. видов - (например, серая плесень - мукор).
Отдел Аскомикота - насчитывает около 30 тыс. видов - (дрожжи, пеницилл, сморчки, строчки, трюфели, зеленые мучнисто-росяные грибы).
Отдел Базидиомикота - насчитывает около 25 тыс. видов - (съедобные и ядовитые шляпочные грибы, паразитные, ржавчинные и головневые грибы).
5. Закрепление изученного материала
Тест "Грибы - общая характеристика"
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений
1. Грибы - это низшие растения.
2. Все грибы - многоклеточные организмы.
3. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
4. Грибы имеют грибницу и мицелий, состоящий из нитей-гифов.
5. В клеточных стенках грибов, имеется органическое вещество - хитин.
6. Микориза - это то же, что и мицелий.
7. Грибы размножаются только бесполым путем.
8. Мицелий - это симбиоз корней дерева и грибницы гриба.
9. Грибы растут в течение всей своей жизни.
10. Из некоторых грибов можно получать антибиотики.
6. Домашнее задание. Выучите параграф учебника, ответьте на вопросы для самоконтроля, придумайте кроссворд, найдите загадки о грибах, напишите сказку (по выбору)
|